Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Ачкасова Наталья Борисовна
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на моей страничке!
Мой общий педагогический стаж 31 год, из них 10 лет - в данной профессии. Имею среднее специальное педагогическое образование и высшую квалификационную категорию. Мне нравится создавать для детей праздник, погружаться в мир детства. Я стремлюсь донести до детей всю красоту музыкального мира, регулярно обращаюсь к народным традициям. А еще я люблю создавать музыкально - дидактические игры для развития чувства ритма у детей. Буду очень рада, если тот материал, которым я буду делиться с вами на своих страницах, вам пригодится. Вы можете написать мне, нажав внизу на кнопку обратной связи. Всем отвечу с радостью!
Эссе музыкального руководителя
ПЕДАГОГАМ
«Реализация ФОП. Музыкальное развитие дошкольников»
Сообщество «МУЗА»
Всероссийский электронный журнал Педагог ДОУ
Всероссийский электронный журнал «Дошкольник.рф»
Федеральный портал «Российское образование»
РОДИТЕЛЯМ
Песни для прослушивания
Музыка дошколятам
Сайт для детей и родителей
П.И. Чайковский «Детский альбом»
ЭТО ИНТЕРЕСНО ДЕТЯМ
Музыкальные спектакли
«Я считаю до пяти»
«Снежная королева»
«Дюймовочка»
«Муха-Цокотуха»
«Кот в сапогах»
«Цветик-семицветик»
«Котенок по имени Гав»
Музыкальные мультфильмы
«Танцы кукол»
«Прогулка»
«Картинки с выставки»
«Гномы и горный король»
Музыкальные сказки
«Муха цокотуха»
«Волк и семеро козлят»
Сборник музыкальных сказок
Консультация
Развитие музыкальных способностей, мышления, воображения у детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Но дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Это в большей степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой. Виды музыкальной деятельности детей это: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация. Музыкальный репертуар программы « От рождения до школы» включает в себя, прежде всего классическую музыку разных эпох, фольклор и современную музыку. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены, в основном, тембровый, динамический, звуковысотный и чувство темпа, как компонент чувства музыкального ритма. В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непроизвольное, непосредственное запоминание; опознающая музыкальная память. Дети 3- го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде и персонаже она « рассказывает». Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению. В детском саду слушание музыки предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: « Какие чувства передаёт музыка?», « О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» У детей старшего возраста восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления воображения. Их отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на неё. У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания, внемузыкальные образы и ассоциации. Для развития воображения детей необходимо поддерживать желание детей передавать настроение музыки, её образы в рисунке. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто сопутствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сильные краски – весёлому, радостному характеру музыки. Дети третьего года жизни подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью взрослого поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто ещё недостаточно хорошо их произносят. Одним из условий педагогической работы является развитие у детей в процессе певческого развития не только вокальные, но и музыкальные, и актерские способности, а также развивать исполнительские способности. Поэтому надо чаще инсценировать знакомые, хорошо разученные песни. При инсценировании развиваются не только исполнительские способности детей, но и воображение. Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Она развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней. В занятиях с детьми третьего года жизни надо начинать использовать сюжетно – ролевые игры, где малыши изображают кого – либо ( зайчиков, птичек и т. п.) В игре солистом может быть не только воспитатель ( «мама – зайка», или «мишка»), но и ребёнок. Старшие дети участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как к показу, так и самостоятельно. Для этого надо развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику её образов; а также желание воспроизводить изобразительные движения ( жалею зайчика; качаю куклу; глажу котенка; цветок растёт, расцветает, увядает и т. д.). Дети старшего возраста воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (например: «Игра в снежки»), используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц; отражают определённое настроение («Обидели» и т. п.). Взрослым следует вовлекать ребят в музыкально – двигательное творчество. Очень важно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их сделать что – то по – своему. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям большую радость, а подбор мелодии по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество. Задачей музыкальной игры – драматизации является развить у ребят ролевые действия, умение принимать воображаемую ситуацию. Для этого необходимо создавать условия для появления и развития детского музыкально – двигательного и речевого ( интонационного) творчества в игре – драматизации; научить детей выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа. Развивать на этой основе их творческое воображение и музыкальное мышление. Способствовать становлению музыкально – двигательной импровизации в сюжетных этюдах. Этот вид музыкальной деятельности не только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции личности. Многие дети, так называемые « зажатые» неожиданно свободно именно в нём себя проявляют. Это, по- видимому, объясняется тесной связью игры – драматизации с игрой и ролью как средством психологической защиты. В старшем возрасте детям можно предложить более сложные по содержанию и большие по объёму игры – драматизации со многими разнохарактерными персонажами. В игры можно включать не только движение, но и слово, и пение, и игру на детских музыкальных инструментах. Дети успешно справляются с ролью, с большой радостью «играют сказки», чувствуя себя настоящими артистами, и, что особенно важно, замечательно импровизируют, с большим желанием выполняют творческие задания. Также с удовольствием участвуют в играх – драматизациях, владеют ролевым взаимодействием с партнерами, находят индивидуальные характеристики образа и музыкально воплощают его. Таким образом, все виды музыкальной деятельности служат средствами развития детей, развития музыкальной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней, развитию мышления и воображения. Они начинают чувствовать и осознавать характер, настроение музыкального произведения и выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретённые навыки и умения.