Среда, 22.05.2019, 14:48
Приветствую Вас, Гость
Если малыш не говорит, или барьеры на пути овладения родным языком
Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей "увидеть" проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня. Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что-то на ему одному понятном языке. Вот тут-то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда "всё само пройдёт". Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. Здесь, возможно, будет поджидать третий барьер в виде нежелания самого "специалиста" заниматься с Вашим ребенком. 
Запомните простую истину - чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
 
Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
 
Рассмотрим, как развивается речь малыша

№Форма речи                                                                                                                                Примерный возраст появления

1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)                                             1-2 месяца
2. Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит
 отдельные слоги, как будто играет с ними)                                                                                                     1,5-З месяца
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова,
но состоящее из одинаковых слогов)                                                                                                              4-5 месяцев
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из
двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний
(би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)                                                                                                               8 месяцев - 1 год 2 месяца
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова,
например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)                                                             1 год 6 месяцев - 2 года 2 месяца
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)                                                  1 год 9 месяцев - 2 года 6 месяцев
7. Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи
по числам, родам, падежам и др.)                                                                                                    2 года 4 месяца - 3 года 6 месяцев
8. Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы
родного языка)                                                                                                                            2 года 6 месяцев - 3 года 5 месяцев
9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми                                                                1 месяц - 1,5 месяца
10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или
занят еще каким-то делом                                                                                                              2 года 6 месяцев - 3 года 6 месяцев
Признаки благополучного развития речи у ребенка
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
 
 Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
 
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка,
 значит Вашему ребенку необходима помощь!
Почему у ребенка речь формируется с задержкой? Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Четвертый барьер - неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Барьер пятый - несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Барьер шестой - стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время!
Барьер седьмой - отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
 
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
 
Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность "совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Дорогу осилит идущий…